«Всечестное Твое Рождество, Пресвятая Дево чистая, Ангелов множество на Небеси, и человеческий род на земли ублажаем…»

21 сентября, Святая Православная Церковь совершает праздненство в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.Повествование канонических Евангелий не рассказывает нам о событии Рождества Приснодевы, так же, как и о многих других событиях Ее жизни. Благоговение авторов Священной Истории перед великой Тайной и непостижимостью Божественного промысла отражается в одном из шедевров литургического творчества – задостойнике праздника Рождества Христова: «Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание…». В переводе с церковнославянского эти слова означают что даже прославляя Богоматерь в хвалебных песнях, нам лучше хранить молчание, дабы избегнуть опасности неверно изложить непостижимое для человеческого разума таинство Приснодевы.

История рождества Девы Марии известна нам из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно этому преданию родители Пречистой Девы происходили из рода царя Давида и вели благочестивую жизнь. Однако, дожив до преклонного возраста, они не имели детей, что для того времени, когда еврейский народ жил ожиданием пришествия мессии, рассматривалось как тяжкое наказание Божие за грехи. Древнее предание повествует, что однажды, придя в храм и желая принести жертву Богу, праведный Иоаким прилюдно получил от священника отказ принять его жертву, как от нераскаянного грешника. Узнав об этом, праведная Анна с безутешным плачем обратилась к Богу, и в течение некоторого времени непрестанно молилась, прося у Бога ниспослать ей чадо. Молился, удалившись в пустыню, и святой Иоаким. Их прошение было услышано. Явившийся ангел благовестил супругам рождение необыкновенной дочери, что и произошло в указанный срок. Благочестивые родители дали обет посвятить своего ребенка Богу и, по обычаю того времени, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Для верующих людей Рождество Богородицы — это особое торжество, повествующее о начале истории спасения человечества, об этом говорят слова праздничного тропаря: «Рождение Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей Вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш. Он, разрушив проклятие, дал благословение; и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную». Подобно лучезарной Звезде, воссиявшей на сумрачном небосклоне томящегося во власти греха и смерти человечества, явилась в мир Пресвятая Владычица, своим рождением возвещая о скором восшествии Солнца, наступлении долгожданного рассвета – пришествие в мир Христа Спасителя.

Первые свидетельства об этом двунадесятом празднике относятся к V в. Это Слова Прокла, патриарха Константинопольского (439 – 446 гг.) и сакраментарий папы Геласия I (492 – 496 гг.). В пользу раннего появления праздника Рождества Богородицы в Восточной Церкви говорит и тот факт, что этот праздник под названием «Рождество Владычицы Марии», есть под той же датой (8 сентября) у иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V в.

В VII – VIII вв. в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Св. Андрей Критский составил на него два слова и канон. Древнейшие указания о чине службы Рождеству содержатся в грузинском переводе иерусалимского Лекционария – древнейшего памятника уставного и гимнографического содержания, имеющего греческое происхождение и возникшего в результате литургической деятельности Софрония, патриарха Иерусалимского. (VI-VII вв.)

В XI в. в Иерусалимском богослужебном уставе служба Рождеству Пресвятой Богородицы получила вид очень близкий к нынешнему. Его закрепление в богослужении Греческой Церкви произошло в XIII веке, а впоследствии он получил распространение и в остальных поместных Православных Церквях.

Накануне одного из двенадесяти православных праздников, Преосвященнейший епископ Ефрем, совершил всенощное бдение в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

Во время вечернего богослужения Правящий архипастырь совершил литию с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.

На утрени, после полиелея и чтения Святого Евангелия праздника, Правящий Архипастырь обратился к молящимся с проповедью, в которой рассказал об истории праздника, после чего помазал всех присутствующих освященным елеем.

В завершение всенощного бдения Владыка Ефрем вместе с духовенством совершили славление перед иконой праздника в центре храма, а затем Его Преосвященство преподал всем архипастырское благословение.

В сам день праздника, Его Преосвященство посетил Рождество – Богородичный храм пгт. Черниговка, где совершил праздничное богослужение в день престольного праздника храма.

У входа в храм Правящего Архипастыря встречали прихожане храма и воспистанники воскресной школы, и преподнесли Владыке Ефрему каравай и цветы.

За праздничным богослужение Преосвященейшему Архиерею сослужили благочинный Черниговского церковного округа и настоятель храма протоиерей Виктор Ракк, наместник Свято – Амвросиевского мужского монастыря г. Токмак архимандрит Владимир (Ракк), благочинный Вольнянского церковного округа Запорожской епархии протоиерей Вячеслав Гончаренко и настоятель Преображенского храма с. Просторое, Черниговского округа иерей василий Паш.

За литургией Владыка Ефрем вознес свои архипастырские молитвы о погибших в результате столкновений в Украине, об исцелении раненых и болящих, об умирении ожесточенных сердец, о прекращении раздора и смуты.

В этот праздничный день многочисленные прихожане и гости храма, благодетели и помощники в деле благоустройства храма, возносили свои теплые моления к Господу Богу и Его Пресвятой Матери.

По окончании праздничного богослужения, все духовенство, во главе с Правящим Архипастырем, вместе со всеми верующими, пришедшими на престольное торжество, совершили крестный ход вокруг храма.

После крестного хода, в храме, было совершено славление празднику, по окончании которого Его Преосвященство обратился к молящимся со словами проповеди.

Обращаясь к клирикам и мирянам, Владыка рассказал об истории и значении праздника Рождества Пресвятой Богородицы, а также поздравил с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, с днем начала исполнения обетований Божиих о спасении рода человеческого. Правящий Архипастырь поздравил настоятеля и прихожан с праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а также с престольным днем их храма, пожелав Божиего благословения и всегдашнего Покрова Царицы Небесной в их жизни и трудах на благо Святой Церкви.

Настоятель храма протоиерей Виктор Ракк поблагодарил Владыку за визит и за мудрые слова проповеди, а также попросил его молитвенной помощи за всю Черниговскую паству.

21.09.2014

Комментарии закрыты.