«Покаяния время, прихожду Ти, Создателю моему: возми бремя от мене тяжкое греховное и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления»

Chetverg_Troickyj_022Церковь, через Святых Отцов, учит нас, что «дни Святой Четыредесятницы означают жизнь настоящего века, как и дни Пасхи изображают вечное блаженство. В Четыредесятницу мы имеем сокрушение, а в Пасху исполняемся радости; так и в настоящей жизни должны мы нести покаяние, чтобы в будущей достигнуть вечных благ».Недаром святой Игнатий Богоносец в Послании к Филиппийцам советует: «Св. Четыредесятницы не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову». И Св. Амвросий Медиоланский поясняет: «Господь освятил нам постом Своим Четыредесятницу; это сотворил Он для спасения нашего, чтобы научить нас посту не словами только, но и примером».

«Святая Четыредесятница есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый, – пишет в своих душеспасительных поучениях святой Астерий Амасийский, и добавляет, – строгость и важность Святой Четыредесятницы умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения».

Пост, по учению святителя Василия Великого, рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост — добрая стража души, оружие доблестных людей. Он отражает искушения, сожитель трезвости, основа целомудрия. Пост возносит молитву на небо, делаясь для нее, как бы крыльями. Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, настаивали и на том, что надо одновременно воздерживаться от пороков, ибо в нравственном исправлении человека состоит главная цель поста. “Пользу поста, — учит свт. Василий Великий, — не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк союз неправды. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата. Будем поститься постом угодным Богу. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. «Как через невоздержание наших прародителей мы пали и лишились райского блаженства, так через добровольно принимаемый на себя подвиг поста, мы можем возвратить себе потерянное райское блаженство».

Наша цель – быть с Богом, потому что только Он – Источник настоящей, полноценной жизни. Для того чтобы быть с Ним, необходимо очистить свое сердце от всего, что мешает нам пребывать рядом с Ним, от всего, что тянет нас в обратную сторону. Мы должны направить силы нашей души (страсти), дезориентированные в результате грехопадения, в правильное русло, к Богу, а также восстановить иерархию нашей сложной природы – подчинить плоть, через которую враг с особой силой склоняет человека ко греху, разуму и сердцу, очищенному и просвещенному Благодатью. Во вспомоществование достижению конечной цели нашего бытия – соединения со Христом – и дано нам величайшее благо поста, в котором мы получаем навык вечной жизни, уже здесь начинаем по-настоящему ее переживать, потому что именно в вечности со Христом нет места тленной пище плотской, нет места плотским наслаждениям, суетным помыслам, пустым словам, зависти, обиде, гневу… Там есть только Христос – Истинная, Вечная Жизнь, Радость и Счастье в бесконечной свободе от тленного, ограниченного, плотского и смертного.

В четвертый день Святой Четыредесятницы в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска, Правящий Архипастырь молился за уставным постовым богослужением, которое состоит из утрени, часов, изобразительных и вечерни.

После богослужения священнослужителями главного храма епархии был совершил чин литии о всех усопших православных христианах.

В тот же день, вечером, Правящий Архипастырь посетил Свято – Троицкий храм г. Бердянска, где совершил великое повечерие с чтением четвертой части Великого покаянного канона святого Андрея Критского.

Его Преосвященству сослужил настоятель храма и секретарь Бердянской епархии протоиерей Сергий Илющенко.

По окончании повечерия Архипастырь совершил заупокойную литию о всех от века почивших православных христианах, а также вознес молитвы о невинно убиенных во время кровопролитных противостояний на Донбассе.

В завершение великопостного богослужения Владыка Ефрем обратился к верующим с проповедью, а также пожелал Божией помощи на благодатное и спасительное прохождение Великого поста.

26.02.2015

Комментарии закрыты.