Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Ефрема, епископа Бердянского и Приморского

Да поют, радующеся, царствия вся земная,
отечествия же языков да веселятся;
горы, и удолия, и холмы, реки, море и вся тварь
Господа, ныне Рождшагося величают
(тропарь 9 песни канона Предпраздства Рождества Христова)

Oт сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам, боголюбивые пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры, и поздрав сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всемляю со светлым и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа!

Вновь свет Вифлеемской звезды ведет нас, как когда-то волхвов, под сень пещеры, где юная Мать склонилась над Младенцем, рождённым спасти род человеческий от греха и смерти. Ангелы
славословят Его на небе, а животные согревают на земле. Свершилось Рождество – и значит, с
нами Бог!
Своим священным ликованием святая Церковь матерински вводит нас в мир вселенской радости и в полноту благодати великого таинства, ибо «велие и преславное чудо совершися днесь: Дева
рождает, и утроба не истлевает: Слово воплощается, и Отца не отлучается. Ангелы с пастырьми
славят, и мы с ними вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»
(Стихира на стиховне Рождества Христова).
Еще во времена Ветхого Завета – Господь являлся верующим лишь прикровенно: в символах и образах, в тех ветхозаветных богоявлениях, которые не столько даровали богоизбранному народу
ответы на его духовные вопрошания и поиски, сколько приносили все новые и новые духовные
загадки и тайны. Явления Бога то в образе ангелов, то в непожигающем горении неопалимой
купины, то в грозном буйстве природных стихий перед Моисеем и его народом на Синае, то в
веянии тихого ветра перед Илией на Хориве – все они хотя и приносили ветхозаветным святым
торжество и ликование в их встрече с Богом, однако все еще не давали им совершенной радости
как совершенного союза любви Творца и Его творения.
Ивот наконец Бог приходит в мир, рождается как человек. По слову преподобного Феодора Сту дита, теперь «Сын Божий приходит к нам не в гаданиях и символах, как некогда являлся отцам, –
но чрез Рождение от Девы нисходит, самолично являясь нам. Блаженнее этого ничего не было
в родах родов и ничего не было удивительнее во всех чудесах, которые Бог сотворил от века».
Как восклицает святитель Лука (Войно-Ясенецкий), в Рождестве Христовом «явлено миру стран ное и преславное таинство: темный вертеп стал Небом, ибо в нем воссиял свет Божества; яслидля корма скота вместили Невместимого всей вселенной Бога; престол херувимский, на котором
восседает Бог, заменен Пречистой Девой, на груди Которой возлежит ныне непостижимо для нас
вочеловечившийся Предвечный Христос Бог». Ныне, в день Рождества Христова, само Небо сходит
на землю и делает весь мир Небом – вместилищем, жилищем и царством Сына Божия. Прежде
всего Его храмом и домом становится чрево носившей Его в Себе Девы, а затем – с момента
Рождества – и вся вселенная.
Во Христе Бог явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе представить Бога Великого, Бога Небесного, как бы воплощающего всё великое, величественное, дивное, о чём только человек может мечтать на земле. Но только Сам Бог мог открыться
человеку таким, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но во Христе
нам явился не только Сам Бог – Он явил нам величие человека. Так велико творение, которое Бог
призвал к бытию, что человек может вместить в себя Бога. Потому святитель Василий Великий,
прославляя нынешний праздник в своей рождественской гомилии, призывает всех христиан:
«Будем праздновать спасение мира и день рождения нового человечества».
Что же надлежит делать в праздник Рождества всем нам, христианам? Прийти в пещеру Рож дества вместе с пастухами и волхвами и прославить Того, Кто спасает нас от греха и смерти ивновь принимает весь человеческий род в Свое Божественное достояние. В этот праздничный
день святитель Григорий Богослов призывает каждого: «иди со звездой, принеси с волхвами
дары – золото, и ладан, и смирну – как Царю, и как Богу, и как Умершему ради тебя; прославь с
пастырями, ликуй с ангелами, воспой с архангелами, да составится общее торжество небесных
и земных сил». Такой Вифлеемской пещерой, куда всем нам надлежит прийти в день Рождества,
для нас становятся наши православные храмы.
Пришедшие к яслям Богомладенца принесли Ему свои дары. Но не земная слава и величие, не власть и богатство, а чистота и простота сердечная, мудрость и рассудительность были принесены, прежде всего, в дар Спасителю мира. Именно эти добродетели, в олицетворении вифлеемских
пастырей и пришедших с востока волхвов, явились самым дорогим приношением человеческого
сердца родившемуся Христу. И пусть сегодня каждый из нас, пришедших встретить Господа и
поклониться Ему, принесет свой дар. Принесет крепкую веру и усердие в исполнении Божиих
заповедей. Принесет то духовное сокровище, которого в повседневной жизни многим порою так
не хватает: внимание, сочувствие, а иногда и просто доброе слово, обращенное к тем, кто нас
окружает и нуждается в нашей помощи. Сегодня все люди, пусть и в разной степени, но особенно, как никогда, ощущают потребность в поддержке и соучастии со стороны тех, кто находится
рядом. Святой Косма Этолийский пишет: «Если ближний твой согрешил и в сердце твоем есть
хоть малая толика ненависти к нему, ты отчужден от Бога. Не может быть в согласии с Богом тот,
кто по причине ненависти или зависти не имеет мира с братом своим». И далее святой Косма продолжает: «Бесполезны посты, бдения, бедность, чтение Священного Писания, если не преуспевать
нам в любви к Богу и ближнему. Кто преуспевает в любви, у того Бог внутри и ум того в Боге».
Дорогие отцы, братья и сестры, вступая в Новое лето благости Божией, украсим веру нашу православную добрыми делами с усердными трудами во благо и процветание нашего Отечества. Будем помнить, что цель воплощения Сына Божия Господа Иисуса Христа – возрождение
и обновление мира, устранение из него всех последствий грехопадения, восстановление первозданного Царствия Божия достигается самой дорогой ценой – принесением Богом Себя в жертву,
распятием на Голгофском кресте.
Счувством своего недостоинства, со смирением и благоговением, с любовью и благодарностью придем и склонимся к святым яслям, ибо здесь начало нашей вечности и нашего спасения –
Путь, Истина и Жизнь.
Обращаю к вам, дорогие отцы, братья и сестры, искренние поздравления с праздником Рождества Христова и наступившим Новым годом. Пусть год наступивший будет для всех нас мирным и
благословенным!

ХрИСтОС ражДаЕтСя — СлаВИтЕ!
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО,
2021/2022 гг.,
г. Бердянск.
Cмиренный
Божией милостию
Архиепископ Бердянский и Приморский

Комментарии закрыты.