В Неделю Ваий Бердянский Архипастырь возглавил праздничное богослужение в Христорождественском соборе

17 апреля 2022 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий (цветоносную, Вербное воскресенье), день празднования Входа Господня во Иерусалим, Высокопреосвященнейший архиепископ Бердянский и Приморский Ефрем совершил Божественную Литургию в главном храме епархии. Архипастырь совершил в кафедральном соборе и Всенощное бдение в субботу вечером — в канун великого двунадесятого праздника.

В последнее воскресенье Великого поста верующие приходят в храм, чтобы молитвенно встретить Неделю Ваий. И, наверное, любой человек, даже далёкий от церковной жизни, знает главный символ этого дня. Христиане, приходя на богослужение, держат в руках веточки вербы. Это знаменует собой то, что при помощи литургических возможностей Церкви, они становятся соучастниками одного из центральных евангельских событий – Входа Господа в Иерусалим.

В самый день праздника на сугубой ектении были возглашены особые прошения об установлении мира на нашей многострадальной земле и благоденствии, укреплении в вере и сохранении надежды в душах людей.

На утрени, по прочтении Евангелия, Архиерей совершил чин освящения ваий – ветвей вербы и ивы, в воспоминание торжественного входа Царя Славы Господа Иисуса Христа в Иерусалим на вольные страдания.

В завершение торжественного богослужения, владыка Ефрем вместе с духовенством и верующими совершили славление перед иконой праздника.

Православная Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим за неделю до Пасхи. В богослужебных книгах этот день именуется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным воскресением, что связано с тем, что пальмовые ветви в праздничном обиходе в славянских странах заменили на вербы. Это дерево у нас первым просыпается от зимнего сна. И по старому обычаю именно с ними в этот день в храм приходят в память о том, как по-царски люди встречали Иисуса Христа.

Праздник этот установлен в память об особом дне в жизни Иисуса Христа, когда Он верхом на молодом осле въехал в Иерусалим. Увидев в Иисусе Царя, о котором говорили пророки древности, люди выходили встречать Его с радостными криками: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.

В своей проповеди в этот день Архипастырь напомнил верующим об одном из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа — вхождении в Иерусалим со славой, в котором Его предадут на распятие.

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий.

Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста (см. Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19).

У евреев был обычай: цари и победители въезжали Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (см. Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего (Ин. 18,36) как Победитель греха и смерти. Еврейский народ, находившийся под римским игом, ожидал Мессию как политического освободителя, и всем казалось, что Чудотворец, вчера воскресивший Лазаря и некогда накормивший 5 тысяч народа, вполне может быть именно тем земным вождем, который приведет свой народ к политической независимости и земному царству наслаждения.

Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего – от рабства греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.

Долгие дни и недели Святой Четыредесятницы закончились. Вершина поста совсем рядом, с высоты Страстной седмицы уже доносятся ликования и возгласы. Пасха рядом. Но укрепилось ли сердце человека за дни напряженного подъема в гору, изменилась ли его душа за дни раздумий? Никто не узнает. Это предмет для личного разговора сына с Отцом. В любом случае — радость близка. Остаются последние шесть дней, и Церковь вместе со своими чадами проводит в последний путь через Золотые врата Иерусалима своего Бога… На крестную смерть.

17.04.2022 г.

Комментарии закрыты.