В 5-ю Неделю Великого поста архиепископ Ефрем совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе

10 апреля 2022 года, в Неделю 5-ю Великого поста и день памяти преподобной Марии Египетской, архиепископ Бердянский и Приморский Ефрем, в сослужении священнослужителей собора, совершил Божественную литургию по чину святителя Василия Великого, а накануне – всенощное бдение, в Христорождественском кафедральном соборе г.Бердянска.

В сугубую ектению были включены особые прошения о мире, о нуждающихся в помощи и волонтерах, которые занимаются попечением о тех, кто остался без крова и нуждается в поддержке.

В завершение богослужения Владыка обратился к молящимся с проповедью, в которой рассказал о житии и подвиге преподобной Марии Египетской, а также обратил внимание верующих на Евангельское чтение этого дня.

Образ преподобной Марии Египетской — это образ святой, которая до встречи с Богом никогда не искала не только святости, но и всеми силами стремилась к духовному самоуничтожению. Что же произошло с этой женщиной, что она за один день кардинально изменила свою жизнь? Посещение Божие, перед силой и величием Которого она оказалась беспомощна. Годы, прожитые Марией до этого момента, перестали иметь значение, они стали пепелищем, на котором в течении 47 лет в полном одиночестве она возводила жилище Святого Духа. Почти полвека женщина странствовала по пустыне, голодала, страдала от изменений погоды и молилась Богу, желая только одного — не терять Его присутствия. В предпоследнюю неделю Великого поста Церковь напоминает христианам о том, что духовная жизнь — это непрекращающийся процесс самоуглубления и осознания своей природы, цель которого — научиться доверять Богу каждый удар своего сердца.

 

В этот же воскресный день за вечерним уставным великопостным богослужением Высокопреосвященнейший архиепископ Ефрем совершил Чин Пассии – последней в этом году в сослужении священнослужителей кафедрального собора.

После чтения Евангелия Владыка Ефрем обратился к присутствующим с назидательным словом, в котором рассказал о смысле крестных страданий и смерти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит — «страдание» (по церковно-славянски — «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии названы так тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а так же иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

В Церкви пассии впервые появляются в XVII веке, а в 1702 году чин пассии был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.

В современной богослужебной практике распространен обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.

Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата, и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются к Кресту.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.

10.04.2022 г

Комментарии закрыты.